Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

О некоторых полномочиях сотрудника полиции

26.07.2024

Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" сотрудники Органов внутренних дел Российской Федерации в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности, наделены широким спектром прав, которые изложены в ст. 13 Закона "О полиции". 

Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 указанного Закона сотрудник полиции вправе вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений граждан; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову. 

Таким образом, граждане, вызванные сотрудником полиции в территориальный орган обязаны явиться в срок, указанный в повестке. Неявка без уважительной причины может послужить основанием для принудительного привода в соответствии со ст. 27.15 КРФ об АП (по делам об административных правонарушениях) либо по ст. 113 УПК РФ (по уголовным делам). Привод осуществляется непосредственно сотрудниками полиции.

Сотрудники полиции вправе доставлять граждан, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции в целях решения вопроса о задержании гражданина, установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе (п. 13 ч. 1 ст.13 Закона "О полиции").

Под доставлением понимается принудительное препровождение должностными лицами органов внутренних дел (полиции) физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КРФ об АП). 

По результатам выяснения обстоятельств факта задержания и доставления сотрудниками полиции может быть принято решение о помещении лица в специальное помещение дежурной части, предназначенное для содержания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Закона "О полиции":

- лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу

- лиц, находящихся в розыске

- лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях

- лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа и др.

В соответствии с п. 14 и п. 15 ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции" сотрудники полиции уполномочены доставлять граждан не только в территориальные отделы полиции, но и в отдельных случаях в иные организации, так например:

- граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации или специализированные организации. 

- граждан, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу, по письменному заявлению граждан, находящихся совместно с ними в жилище, в медицинские организации или специализированные организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции; 

- направлять на медицинское освидетельствование в медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения.

- несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" лица, не достигшие возраста 18 лет, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или иных законных представителей признаются безнадзорными и могут помещены в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (приюты, социальные центры), а подростки, совершившие правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность - в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. При этом направление подростков в данные организации осуществляется лишь в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства в населенном пункте, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на данной территории, но не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3 часов.

Сотрудники полиции на основании п. 16 ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции" вправе осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств, если имеются основания полагать, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, а также скрывают предметы хищения, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Однако в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при нем, могут быть осуществлены без понятых. 

В целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий сотрудники полиции вправе осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе в места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его в места проведения таких мероприятий. Данное полномочие отражено в п. 18. ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции". 

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 

2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 

3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств. 

Участники публичных мероприятий не вправе: 

1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; 

2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия, предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе.

Нарушение данных требований участниками массовых мероприятий может стать основанием для применения положения п. 18. ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции".

На основании п. 19. ч.1 ст. 13 сотрудники полиции вправе производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц.

Для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, п. 20 ч.1 ст. 13 Закона "О полиции" установлено право останавливать транспортные средства, необходимо проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения.

За сотрудником полиции сохраняется право требовать от лица, совершающего административное правонарушение, выполнить определенные действия или прекратить совершение действий. За невыполнение таких требований предусмотрена административная ответственность. А именно, в соответствии со ст. 19.3 КРФ об АП неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов. 

При этом правоохранитель вправе пресечь правонарушение с использованием мер физического воздействия, реализуя свое законное право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены гл. 5 Закона "О полиции").



Возврат к списку